Всеобщее среднее образование
(comprehensive education), система образования для ср. школы, основанная на принципах всесторонности, а не выборочное™. В кач-ве модели часто используется модель высшей школы США, в к-рую могут быть приняты все дети из близлежащих окрестностей и к-рая предлагает как проф., так и академическое образование. В Европе и ряде др. регионов, напротив, ср. школа была доступна лишь для ограниченного контингента лиц, крым предназначалась роль социальной и интеллектуальной элиты. Со времен 2-й мировой войны возникло движение, к-рое часто подвергается критическим нападкам за видоизменение образовательной системы для избранных в систему всеобщего образования. Гл. аргументы за введение В.с.о. таковы: во-первых, оно обеспечивает равные для всех возможности, во-вторых, общепринятый возраст (11 лет) поступления в школы с разл. программами оказывается слишком ранним для детского развития, и, в-третьих, В.с.о. способствует адекватному и эффективному использованию ресурсов. Оппоненты, однако, утверждают, что система В.с.о. задерживает развитие особо одаренных детей. В Англии и Уэльсе система В.с.о. стала общей в рез-те изменения политики в области образования лейбористским пр-вом в 1964-70 гг. Ранее существовавшая система подразумевала наличие трех типов школ: ср. классич. школы, ср. совр. школы и ср. техн. школы, причем поступление в ср. классич. школу часто зависело от успешной сдачи экзамена 11 . Однако во всем мире ср. школа делится на потоки, в к-рых обучаются дети разной степени одаренности. Более того, во мн. странах существует система ср. образования, состоящая из двух ступеней: единой для мл. уровня и академической, или проф., для старш. уровня. В развивающихся странах, в к-рых школьное образование не является всеобщим, вопрос о гос. В.с.о. менее актуален.